Работа иранского политического карикатуриста Киануша Рамезани [фр], используется с разрешения

[Все ссылки в тексте — на английском языке, если не указано иное.]

Иранские власти не ожидали, что смерть Махсы Амини — или Джины Амини, как обычно обращались к девушке в кругу семьи и друзей в родной провинции Курдистан, — вызовет беспрецедентную общественную реакцию. 22-летняя Амини была задержана полицией нравов во время поездки в Тегеран за то, что якобы не прикрыла должным образом волосы хиджабом.

Протесты стали чаще вспыхивать в Иране из-за усилившихся репрессий [рус], коррупции и экономических трудностей; однако именно кончина Амини побудила женщин возглавить эти выступления, вызвавшие волны поддержки по всему миру. В ответ правительство приняло целую серию масштабных мер безопасности и отключило интернет и мобильную связь, пытаясь подавить восстание. Упомянутые каналы связи до сих пор работают с большими перебоями.

По словам очевидцев, иранская полиция нравов схватила Амини 13 сентября. Девушку многократно избивали, в том числе по голове, во время ареста и перевода в центр содержания под стражей «Возара». Махса Амини умерла 16 сентября, впав в кому в результате черепно-мозговой травмы, полученной в СИЗО. Иранские чиновники заявили, что девушка умерла от «сердечного приступа», что опроверг её отец, который обвинил власти страны во лжи.

Люди начали собираться вокруг больницы вскоре после того, как журналист ежедневной газеты «Shargh» Нилуфар Хамеди сообщила о смерти Амини и опубликовала фотографию убитых горем родителей 22-летней девушки, обнимающих друг друга в больничном коридоре. Новость быстро распространилась в интернете, рассказав эту историю всему миру. Позже Хамеди была арестована и помещена в одиночную камеру.

Тысячи людей пришли на похороны Амини в Саккезе, провинции Курдистана, на следующий день после её смерти. Курдское население на протяжении многих лет страдает от дискриминации [pdf, 1421 Кб] со стороны иранского правительства. Некоторые даже предположили, что причина столь жестокого обращения с девушкой заключалась в её курдском происхождении.

Во время похорон женщины срывали с себя платки на глазах у полицейских и скандировали лозунги против обязательного ношения хиджаба. Многие протестующие были избиты, по меньшей мере 13 человек были расстреляны. В Иране хиджаб стал обязательным для женщин в 1983 году, после Исламской революции 1979 года.

В течение следующих нескольких дней к движению присоединилось множество молодых людей, родившихся после исламской революции. Молодёжь не считает, что должна придерживаться консервативной идеологии. Всё больше женщин начали стричься и публиковать видео в соцсетях, срывать платки, а затем сжигать их публично.

К понедельнику, 19 сентября, протесты против правительства, возглавляемые преимущественно женщинами, вспыхнули более чем в десятке районов и в университетских кампусах Тегерана. К субботе, 1 октября, последователи провели митинги по всему миру.

Протестующие скандировали различные лозунги, в том числе «Джин-Джиян-Азади: женщины, жизнь, свобода» — популярный курдский политический слоган движения за независимость [рус], признающего важность роли женщин-активисток.

Иранское правительство моментально мобилизировало Стражей исламской революции, правоохранительные органы Исламской Республики Иран, спецподразделение по борьбе с уличными беспорядками и сотрудников службы безопасности в штатском для подавления протестов. Организация Amnesty International представила доказательства широкого применения чрезмерной силы и оружия сотрудниками служб безопасности. Также были раскрыты случаи пыток, сексуального насилия и других форм гендерного и сексуального насилия, например, когда силовики хватали женщин за грудь или вырывали им волосы после того, как те в знак протеста срывали платки.

Иранские чиновники заявили, что во время общенациональных антиправительственных протестов арестовали более 1200 человек. Хотя доступ к информации о количестве погибших в Иране по-прежнему ограничен, по данным организации «Права человека в Иране», по меньшей мере 92 человека были убиты полицией во время протестного движения, а ещё 41 человек погиб в ходе столкновений 30 сентября в Захедане, провинция Систан-Белуджистан. Это ещё один регион, который постоянно дискриминирует иранское правительство. Общее число погибших в результате — как минимум 133 человека (на 2 октября 2022 года).

В то же время иранское правительство, пытаясь остановить растущее протестное движение, начало блокировать интернет-коммуникации — ещё одна распространённая сегодня тактика — как основного канала протестующих, чтобы документировать историю нарушения прав человека и происходящее. Социальные сети часто играют ключевую роль в организации протестов, координации собраний, предупреждении протестующих о реакции полиции и усилении актов сопротивления.

Кроме того, бесплатный и надёжный интернет рассматривается как последняя линия защиты, разделяющая протестующих и санкционированные государством массовые убийства, как в случае с блокировкой властями Ирана интернета в 2019 году, за которой последовало убийство почти 1500 человек.

Эксперты подтверждают, что вслед за выступлениями последовало частичное прекращение доступа в интернет в Тегеране и других частях страны, начиная с пятницы, 16 сентября 2022 года. В среду, 21 сентября 2022 года, доступ в Instagram и WhatsApp, две последние выживающие в Иране международные платформы, был ограничен у всех крупных интернет-провайдеров.

Global Voices и наши партнёры будут рассказывать о развитии ситуации в Иране и предоставлять анализ ситуации на местах. Если у вас есть какие-либо предложения или вы хотите поделиться историей, свяжитесь с Мариам Абуадас, редактором Global Voices по Ближнему Востоку и Северной Африке.

Статьи на тему «Женщины, жизнь, свобода» — восставший Иран

Портреты изгнанниц: иранская певица Фараваз против угнетения

Фараваз бросает вызов границам и нормам, от раннего признания в Иране до негативной реакции, изгнания и активизма в Германии. Её путь — подтверждение стойкости иранских женщин.

Женщины Ирана, цифровые права и свободы человека

Хотя тактика иранского правительства — символ глобальных проблем, мир должен помнить и чтить храбрость иранских женщин, которые не склоняют головы, даже когда тьма накрывает их.

Карикатурист Киануш Рамазани: надежда в Иране в неспокойные времена

Известный политический карикатурист и активист Киануш Рамазани рассказывает о стойкости иранского народа во время демонстраций и о месте политической карикатуры среди других форм самовыражения.

Портреты изгнанниц: борьба группы Feminista за справедливость в Иране

Активистки Марьям Бахрами и Сетаеш Хадизаде делятся опытом сидячих забастовок в Берлине, во время которых они выступали за сокращение дипломатических отношений между Германией и Ираном.

Сопротивление в Иране продолжается: режим наносит ответный удар

Заинтересованный в изменении динамики отношений с Западом, иранский режим в последние недели усиливает атаку на активистов и диссидентов как внутри страны, так и за рубежом.

Art by Iranian political cartoonist Kianoush Ramezani, with permission.

Iranian authorities did not anticipate that the death of Mahsa Amini, or Jîna Amini as she was better known to her family and friends in her native Kurdistan province, would spark a nearly unprecedented public backlash. Amini, 22, was detained by the country’s morality police while visiting Tehran, for allegedly failing to properly cover her hair under her hijab.

Due to increasing repression, corruption, and economic hardships, protests have been frequent in Iran; however, Amini’s passing appears to have empowered women to take the lead in these protests and inspired waves of support around the world. In response, the government launched a comprehensive security crackdown and disrupted the internet and phones in an effort to quell the growing dissidence. These communication channels remain largely unrestored. 

According to witnesses, Amini was seized by Iran’s morality police on September 13 and assaulted with repeated blows to her head during her arrest and transfer to the Vozara Detention Center. She died on September 16 after slipping into a coma as a result of brain trauma at the detention center. Iranian officials claimed she died after suffering a “heart attack,” which her father refuted, accusing authorities of lying about her death.

People began gathering around the hospital shortly after Shargh daily journalist Nilufar Hamedi reported Amini’s death and published a photo of the 22-year-old’s devastated parents hugging each other in the hospital corridor. The news quickly spread online, exposing the case to the world. Hamedi was later arrested and placed in solitary confinement.

Thousands of people attended Amini’s funeral in Saqqez, Kurdistan’s province, the day after she died. The Kurdish population has long faced discrimination from the Iranian government. Some have even speculated that the reason she was treated so cruelly was because she was a woman of Kurdish descent.

During the funeral, women removed their headscarves in front of police officers and chanted against mandatory hijabs. Many protesters were beaten, and at least 13 people were shot. In Iran, the hijab was made compulsory for women in 1983, in the aftermath of the 1979 Islamic Revolution.

Over the next few days, the movement gained traction among young people born after the Islamic revolution who do not believe they must adhere to conservative ideologies. More women began cutting their hair and posting videos on social media, taking off their headscarves and then burning them in public.  

Protests against the government, largely spearheaded by women, erupted in more than a dozen places and on university campuses in Tehran by Monday, September 19. By Saturday, October 1, supporters held rallies all over the world.

Protestors chanted numerous slogans, including “Jin – Jiyan – Azadi: Women, Life, Freedom,” a popular Kurdish political slogan used in the Kurdish independence movement, recognizing the role of women activists.

The Iranian government wasted little time in mobilizing the Revolutionary Guards, the Islamic Republic of Iran’s Law Enforcement Command, riot police, and plainclothes security personnel to crush the protests. Amnesty International produced evidence of widespread use of fatal force and weaponry by Iranian security personnel. It also uncovered patterns of torture, sexual assault, and other forms of gender-based and sexual violence, such as instances where security agents grabbed women’s breasts or yanked their hair after they removed their headscarves in protest.

Iranian officials claimed they’ve arrested more than 1,200 people in the nationwide anti-government protests. While information about the death toll in Iran continues to be limited, according to Iran Human Rights, at least 92 people were killed by Iranian police during the protest movement, and another 41 were killed in clashes on September 30 in Zahedan, in the province of Sistan-Baluchistan, another area that is consistently targeted by the Iranian government’s discrimination, bringing the total number of dead people to at least 133 as of October 2, 2022.

At the same time, the Iranian government adopted the all-too-common tactic of obstructing internet communication in an effort to put an end to the growing protest movement, which had largely relied on social media to document dissent and human rights violations. Social media often plays a key role in organizing protests, coordinating gatherings, warning protestors of police backlash, and amplifying acts of resistance. 

Additionally, a free and reliable internet is viewed as the last line of defense that stands between the protesters and state-sanctioned massacres, as in the case of Iran’s 2019 government shutdown, which claimed nearly 1,500 lives.

Experts confirm a partial disruption of internet access in Tehran and other parts of the country beginning on Friday, September 16, 2022. On Wednesday, September 21, 2022, access to Instagram and WhatsApp, two of the last surviving international platforms in Iran, was restricted across all major internet providers.

Global Voices and our partners will cover the current developments of the situation in Iran, and provide analyses of the scene on the ground. If you have any suggestions or would like to contribute a story, please contact Mariam Abu Adas, Global Voices’ Middle East and North Africa Editor.

Stories about "Women, life, freedom" Iran revolts

Receive great stories from around the world directly in your inbox.

Sign up to receive the best of Global Voices!

Submitted addresses will be confirmed by email, and used only to keep you up to date about Global Voices and our mission. See our Privacy Policy for details.

Newsletter powered by Mailchimp (Privacy Policy and Terms).

* = required field
Email Frequency



No thanks, show me the site